Время новостей
25 Апреля 2003

О грядущей ретро-моде и о классике нашей эры.

Cardigans, Long Gone Before Daylight (Stockholm/Universal).
   Новый альбом шведского квартета Cardigans, что и говорить,
удался. Хотя бы потому, что в нем нет и намека на анемичность
и пресность, столь свойственную прежним творениям Cardigans.
Даже сверхуспешному альбому First Band On The Moon, который посеял
хит Lovefool и в одночасье вывел "альтернативный" шведский квартет
в мировые звезды. Когда-то Cardigans были почти "АВВА-образными",
позднее стали похожи на причесанный европейский инди-поп, при
этом всегда оставались очаровательно-старомодными. Они этакие
"предвосхищающие ретро". Вот, к примеру, на новом альбоме Cardigans
явно пытаются "предвосхитить" моду на англо-американский рок
70-х (к которому всегда были не равнодушны, так как сыграли и
записали изрядное количество песен хард-роковой группы Black
Sabbath). Об этом говорят мощный гитарный звук, отвязные риффы,
разложенные голоса на припеве. Большинство песен путеводитель
по "кондовым" рок-н-ролльным формам. К примеру, Couldn"t Care
Less очень убедительная пауэр-баллада, а Please Sister
"американа", фолк-рок в стиле Шерил Кроу. И так далее. Но "кумарный"
вокал Нины Перссон все тот же.
   Funkstar De Lux, Funkturistic (Universal).
   Новый альбом датского диджея и музыканта Мартина Оттесена,
более известного под псевдонимом Funkstar De Lux. Предыдущий
альбом Оттесена почти полностью состоял из ремиксов известных
песен известных людей, а dаnсе-обработка песни Боба Марли Sun
Is Shining стала хитом. Новый альбом имеет мало общего с той
концепцией, Funkturistic почти полностью авторский, по мелодиям
тяготеющий к фанку и диско, а по звуку к французскому house.
Настроение, впрочем, не чисто танцевальное, а с заходами во всяческую
Ямайку, Ибицу и прочую расслабуху.
   Единственное заимствование тема Blinded By The Light из
репертуара английского клавишника Манфреда Манна. Сам Манн, кстати,
записал клавишные и вокальные партии для этого трека, в котором
естественным образом ощущается дух 70-х. Похоже, начинается мода
на рок тридцатилетней давности (см. выше), если столько коллективов
(а также Air, Groove Armada, Rhinosceros) находят вдохновение
в темах и идеях того времени.
   Apocalyptica, Reflections (Island/Universal).
   Музыканты, пытающиеся играть классическую музыку по-попсовому
(или наоборот), рано или поздно попадают в ловушку. Идея соединения
классиков с чем-то "из современников " обычно срабатывает лишь
однажды. При удачном результате получается такой здоровый, забавный
и в общем-то одноразовый китч. Финский квартет виолончелистов
Apocalyptica прославился в середине 90-х, использовав однозначно
нестандартный ход: ребята играли произведения американской трэш-металлической
группы Metallica. Из обработок песен американских металлистов
состоял первый альбом Apocalyptica, второй альбом включал уже
вещи некоторых других металл-групп (Seputura), и, в общем, несмотря
на лестные отзывы музыкантов Metallica, было понятно, что идея
исчерпана. Тогда лидер коллектива, Эйкка Топпинен, стал сочинять
собственные вещи, причем такие, что были похожи не на пьесы для
струнного квартета, а на "переделки" песен металлических групп.
Такая вот копия без оригинала. Уже второй альбом подряд (Apocalyptica
за это время превратились в трио) Топпинен разрабатывает эту
идею, но его композиторские таланты явно меньше его смелости
и дерзости качеств, само собой, замечательных. Но только суп,
в смысле альбом, из них не сваришь. Может быть, не поздно вернуться
в родную консерваторию, а потом поступить в какой-нибудь оркестр
и "жарить" там Яна Сибелиуса? С "металлистским" драйвом?
   Era, The Mass (Mercury/Universal).
   Так же, как и Apocalyptica, новый альбом проекта Era (он же
Эрик Леви) сразу по выходу попал в чарты крупных магазинов. Оно
понятно проект достаточно известный, а на узком сегменте музыки
"нью эйдж" раскрученных имен по пальцам пересчитать. Кроме
того, Era продолжает идти курсом, обозначенным Михаэлем Крету
(Enigma) еще в 1990 году. Крету от своего изобретения григорианского
хорала с расслабленным ровным битом отказался, но музыка такого
рода до сих пор востребована. Соответственно, эстафету приняли
некоторые другие люди, в том числе Era. Рецепт все тот же, достаточно
сказать, что альбом The Mass открывается парафразом на знаменитую
Carmina Burana Карла Орффа. И дальше более часа всякой хоровой
красоты и барочных завитушек, натасканных из разных эпох.
   Потребителя компактных музизделий Эрика Леви никакие сюрпризы
не ожидают. Это музыка фона, музыка для создания настроения
если слушать в одиночестве, для создания имиджа если звучит
в присутственном месте. В этом смысле новый альбом Леви безусловно
удался. А каких-то других "смыслов" и критериев для такой продукции
попросту не существует.
   Компакт-диски предоставлены Universal Music Russia.
   Александр БЕЛЯЕВ.