Вечерняя Москва
24 Марта 2003

Уедет ли булгаков в ссылку?

Ольга Никольская.
   Завтра будет решена судьба памятника на Патриарших. А сегодня
оппоненты скульптора предлагают "сослать" бронзового писателя
в Измайлово или на Воробьевы горы.
   Общественный совет при мэре Москвы по проблемам формирования
градостроительного и архитектурно-художественного облика города
намерен завтра решить судьбу проекта памятника Михаилу Булгакову.
Редкий случай, когда в повестке дня - только один вопрос. Но
зато какой! Слишком много противоречивых оценок и эмоциональных
протестов породило творение скульптора Александра Рукавишникова.
   Накануне обсуждения мы встретились с автором памятника.
   - Александр Иулианович, что вы предложите Общественному совету?
   - Думаю, предлагать будут мне. Сделать то-то, учесть то-то,
исправить вот это.... А может, моего Булгакова, вообще, в ссылку
отправят?
   - Вы выиграли конкурс на памятник именно для Патриарших прудов.
Разве можно это переиграть?
   - Можно перевернуть все с ног на голову, как это сделала "инициативная
группа" жильцов ближайших домов и улиц. Она выступила против
строительства паркинга под прудом. Не исключаю, теперь кто-то
из них скажет: "Мы отстояли Патриаршие - гаража не будет!" Я
бы их горячо поддержал, но никакого гаража никогда в проекте
не было. Шел капремонт водоема, сопутствующий установке памятника.
   - И откуда тогда все эти домыслы?
   - Это проплаченная политическая акция! Потом набросились на
примус, заметную часть всей композиции. Снова домыслы - о какой-то
чертовщине. Ее не было, но из уважения к протестующей публике
я от примуса отказался. Сейчас европейцы его просят, хотят у
себя поставить. Очень им понравился этот примус-фонтан. Отдавать
жалко - для Москвы его делал, для Патриарших. Я их с детства
люблю. Дошла очередь до метафорического Иешуа, идущего по воде,
и до Понтия Пилата с собакой... меня начинают учить все кому
не лень. Убери то, убери се. Но ведь я не учу скрипачей, как
надо водить смычками. А на критической волне любой начинает тебя
учить.
   - Что же в конце концов останется? Одинокий Булгаков на скамейке
у пруда?
   - За композицию обидно! Она едина, один персонаж смотрит на
другого, ракурсы выверены, все просчитано, все продумано, сориентировано
по солнцу, по освещению, все соразмерно с зеркалом воды... Оставить
одного писателя в прежнем ракурсе нельзя. Нужно менять ситуацию,
ставить скульптуру выше.
   - Что еще предлагают оппоненты?
   - Найти памятнику другое место. Например, разместить всю композицию
в саду "Аквариум". Но там сад уже заселен скульптурами. Будет
бронзовое столпотворение. Кто-то предложил Измайлово. Там тоже
есть пруд, а вокруг нет жителей - некому устраивать обструкции.
Короче, ссылка! Булгаков с тем краем города, по-моему, ничем
не связан. Советуют Воробьевы горы, где герои "Мастера и Маргариты"
прощаются с Москвой, прежде чем улететь в плаще Воланда. Здесь
совсем другое место. Нужно все менять, искать новое решение.
Откуда взять столько денег, чтобы все бросить и браться за другой
проект? Уверен, что Общественный совет и мэр с этим не согласятся.
   Около 4 лет мы работали над памятником, слышали в начале пути
одни аплодисменты. А когда все было практически готово, когда
большую часть фигур отлили в Италии, где это делают великолепно,
вдруг был спровоцирован скандал, вплоть до хождения с красными
флагами вокруг пруда...
   - Откройте секрет: есть у вас в запасе другой вариант?
   - Не хотелось бы об этом думать, но ситуация заставляет. Есть
идея "Булгаковской тропы" или размещения всей композиции по цепочке
- от скамейки на берегу пруда до "нехорошей" квартиры № 50 в
доме 10 на Большой Садовой. Той самой, где жил Михаил Афанасьевич
и где развивается сюжет его романа. "Тропа" должна пройти по
Козихинским переулкам. Там есть заброшенный скверик и еще несколько
мест, где можно расставить персонажей. А заодно все благоустроить.
Может быть, это выход из положения? Хотя сомневаюсь: связать
изваяния очень трудно, а потерять целостное восприятие - легко.
Вспоминаю, как неотрывно читал "Мастера и Маргариту", боялся
потерять связующие нити. Так заядлые курильщики курят одну сигарету
за другой. Все в монументальной композиции должно быть взаимосвязано,
как в романе. Сокращенный вариант - тоже сомнителен. Не тот писатель,
чтобы на его фигуре замкнуть весь памятник. Булгаков всегда будоражит
наше воображение, фантастические образы роятся вокруг... Надеюсь,
Общественный совет найдет оптимальное решение.





Актриса весна аккорды