Вечерняя Москва
5 Февраля 2003

Последний бросок на юг.

Оксана Нараленкова.
   Жанр этой работы можно классифи-цировать как патриотический
боевик. Идея проекта зародилась в голове продюсера Максима
Федосеева, уставшего от засилия на экране аморальных российских
солдат, пьющих горькую и злоупотребляющих наркотическими
стимуляторами.
   Стране, ведущей войну, по мнению продюсера, нужны свои герои
в погонах. Так было всегда. Советское кино славилось патриотическими
лентами, поднимавшими боевой дух. Обратиться к традициям военного
кино тех лет и решил продюсер-патриот. Дело стало за малым -
необходим был соответствующего настроя сценарий, деньги и, конечно,
поддержка высоких военных чинов (просто так снимать в непосредственной
близости от места боевых действий никому не дадут).
   Историю написал признанный мэтр сценарного искусства Эдуард
Володарский, обработав для экранного формата идею Сергея Братчикова.
Молодого "героя нашего времени" Александра Буйду доверили играть
дебютанту Владимиру Волге (он же сын режиссера Стамбулы). Ставка
здесь делалась на "свежее лицо", хорошую физическую форму (все
трюки актер делал самостоятельно) и искреннее воодушевление дебютанта.
   Герой Владимира Волги верит в справедливость, в то, что сильный
должен помогать слабому, а друг никогда не бросит в беде друга.
Доказывать эти сермяжные истины Александр едет в Чечню, где в
стиле Рембо спасается из плена, голыми руками обезвреживает полевого
командира Хасана (Федор Смирнов) и, объединившись с еще одним
патриотом - генералом Тамановым (Александр Балуев), празднует
победу над бандой безнравственных арабо-африканских наемников.
Уловить во всем этом вареве ту грань человечности и героизма,
которая еще вдохновляет наших солдат на противостояние смерти,
- вот это уже задача неординарная.
   Справиться с ней (помимо чистосердечия Владимира Волги и его
точного попадания в образ) позволила "тяжелая артиллерия" маститых
актеров, герои которых переводят сугубо военный конфликт в противостояние
характеров. На фоне батальных сцен (кстати сказать, вполне добротных
для фильма, снятого исключительно на спонсорские деньги) сталкиваются
две личности - генерал Таманов и полевой командир Хасан. Бывшие
друзья, вместе воевавшие в Афганистане, стали противниками и
встретились вновь лицом к лицу. Тут выясняется, что нет абсолютно
хороших русских и абсолютно плохих чеченцев. Каждый сам выбирает
для себя то, ради чего стоит жить и умереть: Хасан мстит за погибшую
семью, Таманову просто больно смотреть, как "нашу страну превращают
в сортир", а майор Буйда верит в дружбу и считает лучшим приложением
своей молодецкой удали служение Отечеству.
   В итоге получился вполне "пацанский" фильм, в постулаты которого
веришь, даже несмотря на его очевидную наивность, затянутость
и проблемы с монтажом.





апелляционная жалоба на решение суда