Тверская, 13
13 Февраля 2003

На что делать ставку.

На очередном заседании столичного правительства в деталях
была рассмотрена работа Комплекса по имущественно-земельным
отношениям города. С одной стороны, налицо убедительные
годовые результаты - в бюджет Москвы от комплекса поступило
19,5 млрд. рублей, в этом году задание - 27 млрд. рублей. Но,
с другой стороны, этот важнейший источник неналоговых
поступлений столкнулся в последнее время с рядом как
внутренних, так и внешних проблем. На заседании мэр Москвы
Юрий Лужков подверг критике руководство комплекса за резкое
повышение арендной платы за нежилые помещения, сдаваемые
городом.
   Комплекс по имущественно-земельным отношениям столицы,
возглавляемый первым заместителем мэра в правительстве Москвы
Олегом Толкачевым, с каждым годом играет все более
значительную роль в экономической структуре города.
Подтверждение этому - итоги работы за прошедший год.
Первоначально комплексу на 2002 год было установлено задание в
11,3 млрд. рублей, затем оно было повышено на 6 млрд. рублей,
а общий результат - 20,9 млрд. рублей, из которых 19,5 млрд.
направлено в столичный бюджет. Таким образом, плановое задание
превышено на 12%, а относительно 2001 года увеличение
составило 44%. При этом в ближайшие три-четыре года, отметил
Олег Толкачев, комплекс намерен выйти на объемы сбора до 100
млрд. рублей в год, то есть данный сектор становится важным
источником поступлений в бюджет Москвы, что особенно ценно в
свете продолжающейся налоговой реформы в стране.
   Еще одно достижение прошлого года - удалось разрешить один
из сложнейших конфликтов между федеральными и городскими
властями по поводу принадлежности памятников культуры и
истории. Была создана согласительная комиссия, которая нашла
компромиссное решение по большинству спорных объектов. Как
заметил Юрий Лужков, была проведена грандиозная работа, и в
настоящее время осталось лишь 50 "именниковых" объектов, по
которым в ближайшее время будет найдено приемлемое для обеих
сторон решение. Также комплекс наладил взаимодействие с
федеральным центром по поводу субвенций, которые полагаются
городу за выполнение столичных функций. Правда, федералы
предпочитают давать не живые деньги, а рассчитываться акциями
принадлежащих им предприятий. В прошлом году городу достались
пакеты акций 15 федеральных предприятий на сумму около 2 млрд.
рублей, в этом году уже достигнута договоренность, что
федеральные власти рассчитаются с Москвой ценными бумагами на
сумму около 6 млрд. рублей.
   Наконец, Комплекс по имущественно-земельным отношениям уже
созрел для того, чтобы управлять своим обширным хозяйством с
помощью математического моделирования. Академия финансов
помогла городу создать многовариантную модель, которая
учитывает множество факторов и позволяет найти наиболее
эффективное решение в тот или иной момент времени. Однако
комплекс, развиваясь, столкнулся в последнее время с рядом
внутренних и внешних проблем.
   Олег Толкачев признал, что его ведомство допустило
серьезную ошибку, введя в действие новую методику расчета
арендной платы за помещения, сдаваемые городом. Новация начала
действовать еще с июля прошлого года для вновь вводимых
помещений, а с 1 января нынешнего года произошел перерасчет
аренды по ранее заключенным договорам. Методика, учитывающая
рыночную стоимость арендуемой недвижимости, в первую очередь,
как считает руководитель комплекса, упустила из виду тот факт,
что многие арендаторы вложили значительные собственные
средства в городские помещения. Естественно, после
значительного повышения арендных ставок пошла волна возмущения
по городу.
   Выступившая с содокладом депутат Мосгордумы Ирина Рукина
заметила, что новая методика вызвала общественный резонанс,
который приобрел взрывной характер. И дело здесь не только в
значительном повышении арендной платы, считает Ирина Рукина, а
в том, что городские власти до конца не знают, кто же арендует
у них помещения. В сложном положении в большинстве случаев
оказались добросовестные предприниматели, в то же время в
Москве сформировался класс рантье-спекулянтов, которые берут у
города помещения по низким (льготным) ставкам, а потом
пересдают их уже по коммерческим расценкам. Вот как раз по
последним и должна была ударить новая методика, но этого не
произошло. Олег Толкачев сказал, что просчеты известны, и в
ближайшее время документом будет закреплено, что арендная
плата по Москве максимально повысится не более чем в 2 раза. К
тому же совсем скоро увидит свет регламент проведения
независимой оценки помещений для расчета арендных ставок,
который не позволит своевольничать с расценками.
   Но все же признание ошибок не уберегло руководство
комплекса от резкой критики Юрия Лужкова. После вполне
невинного вопроса одного из участников заседания относительно
политики, которую намерен проводить комплекс, реализуя все
повышающиеся плановые задания, мэр буквально взорвался,
заявив, что как раз у комплекса и нет никакой политики. Его
руководители решили пойти самым простым путем и повысили
арендные платежи в отдельных случаях чуть ли не в 10 раз,
"рубанув по городу и по ряду важных направлений", к которым
относятся социальные объекты, магазины, торгующие со скидками
для слабо защищенных категорий населения (ветераны, инвалиды),
малый бизнес и объекты культуры. Вместо того чтобы вовлекать в
арендный оборот неиспользуемые площади (по словам Лужкова,
сейчас используется лишь 1/5 часть городских помещений),
надежно защитить льготами вышеназванные приоритетные сектора,
руководители комплекса просто взяли и повысили аренду. Мэр
также остался недоволен и математической моделью, назвав ее
мутной вещью, так как на нее до сих пор нет технического
задания и она не прошла необходимого согласования с другими
подразделениями московского правительства. По мнению Лужкова,
разработка модели во многом напоминает ношение воды в решете,
о котором говорится в научном стиле - "проведя исследования,
была выявлена нецелесообразность транспортировки жидких
материалов в сосудах с пористым днищем".
   Впрочем, в последнее время Комплекс по
имущественно-земельным отношениям столицы столкнулся не только
с внутренними, но и, так сказать, внешними проблемами. Ирина
Рукина отметила, что в Москве в ближайшее время могут
возникнуть большие земельные трудности. Согласно Земельному
кодексу, хозяйствующие субъекты (компании, предприятия и т.
д.) имеют право выкупить землю, которую они занимают. Но дело
в том, что в законе установлена "добренькая" ставка выкупа -
от 5- до 30-кратной ставки арендного платежа за год. Депутат
считает этот пункт абсурдным, так как, во-первых, в рыночной
экономике невозможно устанавливать какие-то ценовые рамки, все
решает спрос и предложение, а во-вторых, земля в городе -
дорогой ресурс и заведомо ясно, что ее стоимость превысит и
30-кратную ставку, и даже 100-кратную. Поэтому городские
власти не намерены соглашаться с непродуманной нормой и
принимать аналогичный городской земельный закон. Ведь
региональная законодательная база должна соответствовать в
полной мере федеральной, а потому придется указывать и эти
ценовые рамки. Выход у руководителей города, считает депутат,
один - добиваться, чтобы были внесены изменения в Земельный
кодекс.
   Итак, Комплекс по имущественно-земельным отношениям -
бюджетообразующая структура для города, значение которой с
каждым годом будет возрастать. Но в то же время ей надо решить
ряд внутренних и внешних проблем, без чего невозможно
дальнейшее развитие. В этом году сложность состоит в том, что
плановое задание комплексу уже установлено (27 млрд. рублей) и
цифры внесены в бюджет, но ведь их расчет производился на
основе "неудачной" методики арендной платы. Теперь после
заседания правительства окончательно ясно, что платежи за
помещения будут понижены, но тем не менее задания никто не
отменял. А потому комплексу придется очень постараться выдать
на-гора запланированное, использовав все ранее
незадействованные резервы.
   Сергей ОСИПОВ.