Русский курьер
2 Марта 2005

Так не доставайся же ты никому!

Российские мюзиклы - как чемодан без ручки. Нести тяжело и 
бросить жалко
Мюзикл We Will Rock You, шедший на сцене театра Эстрады с 
октября прошлого года, сыграли в последний раз. Этот спектакль 
занимал особое положение среди своих московских собратьев по 
жанру, выпадал из общего стилистического контекста. Спектакль, 
представляющий собой кальку лондонского мюзикла, впервые 
поставленного в Dominion Theatre в 2002 году, основан на 
песнях группы Queen. А это значит, что амбиции создателей 
русской версии трудно переоценить. 
На заключительный этап кастинга, а также перед премьерой в 
Москву приезжали держатели прав на мюзикл с британской 
стороны. А это не много, не мало - сами легендарные "квины" 
Брайан Мэй и Роджер Тейлор. Они как истинные дипломаты и 
джентльмены весьма комплиментарно высказывались в адрес 
российских интерпретаторов. Но было бы странно услышать от них 
иное. В конце концов, они продали лицензию на постановку и 
прокат своей продукции, а, следовательно, совершили выгодную 
сделку.
Творческий результат подтвердил худшие опасения. Исполнители 
слабо справились с задачей попадания в стилистику 
классического британского рока, что отпугнуло от спектакля 
истинных любителей этого самого рока. Более демократические 
слои публики, не столь въедливо придирающиеся к качеству 
исполнения, тоже не стали в массовом порядке фанатами этого 
проекта. Рок-стилистика не близка музыкальному менталитету 
российского плебса. Однако своя публика у спектакля была. И по 
изначальному замыслу продюсерской компании "Центум", спектакль 
должен был продержаться в Театре Эстрады до сентября 2005 
года, так или иначе, оправдав коммерческие надежды 
прокатчиков. Но судьба сулила иное.
Месяц назад на сайте We Will Rock You появилось объявление о 
закрытии мюзикла "в связи с возникновением непредвиденных 
обстоятельств". Можно было ожидать, что "непредвиденные 
обстоятельства" - те же, что и у большинства предшественников, 
- нерентабельность проекта. Так закрылись "Чикаго", 
"Иствикские ведьмы", "12 стульев". Но с We Will Rock You все 
оказалось драматичнее. Причиной послужил внутренний конфликт, 
разгоревшийся между двумя сопродюсерами "Центума" Сергеем 
Барановым и Дмитрием Галкиным.
Драма началась в канун Нового года, когда из Одессы в Москву 
приехали друзья Дмитрия Галкина. Они выступили с предложением: 
вывезти мюзикл в Одессу и поставить его там как стационарный 
спектакль. После чего - прокатить его по Европе. Сергей 
Баранов не согласился с этим предложением, так как планировал 
показывать We Will Rock You в Москве до сентября. Баранова 
вовсе не привлекала перспектива переезда в Одессу - в отличие 
от Галкина, семья которого долгое время жила в этом прекрасном 
городе, Баранов никак не связан с Одессой. Казалось, что 
вопрос исчерпан. Но в феврале Сергей Баранов узнал, что идея о 
переносе мюзикла в Одессу реализовалась в подписанные 
документы. Попытка получить объяснения от Галкина не 
увенчалась успехом.
И тогда Баранов принял радикальное решение: остановить прокат 
спектакля в Москве. Как генеральный директор проекта он имеет 
на это юридическое право. Следствием такого шага, по мнению 
Баранова, станет отзыв лицензии британской стороной, поскольку 
это будет нарушением лицензионных соглашений. И тогда переезд 
спектакля в Одессу станет просто невозможным. Как говорится, 
ни нашим, ни вашим. Или по Островскому: "Так не доставайся же 
ты никому!".
История поучительная в высшей степени. Кстати, очень 
способствует ответу на вопрос, что же такое мюзикл - искусство 
или коммерция? А если вспомнить, что это уже не первый случай, 
когда мюзикл становится почвой для внутренних разборок и 
развала партнерских отношений между продюсерами, получается, 
это вообще весьма опасный жанр. Судите сами: трагическая 
судьба "Норд-Оста" развела дуэт Георгия Васильева и Алексея 
Иващенко (с раненым мюзиклом по сей день остался только 
Васильев). Закрытие "12 стульев" сопровождалось распадом 
партнерства Дмитрия Богачева и Александра Цекало. Правда, все 
это происходило тихо, мирно и по-деловому. Зато о громком 
скандале внутри "Метро Интертеймент" - между Катериной Гечмен-
Вальдек с одной стороны и Владимиром Тартаковским и 
Александром Вайнштейном с другой, - знала вся театральная 
общественность. И вот теперь конфликт в недрах "Центума". 
Наиболее "кровавый" из всех. Потому что его жертвой стал их 
собственный ребенок - мюзикл, в который, как хочется верить, 
они вложили не только деньги, но и душу. Или это наивное 
предположение?





Белая ночь аккорды