Парламентская газета
20 Февраля 2003

Иван грозный был очень похож на свою бабушку.

К такому выводу пришел московский эксперт-криминалист Сергей
Никитин, воссоздавший образ Софьи Палеолог.
   Он протягивает мне портрет властной красавицы:
   - Великая княгиня Софья личностью была незаурядной. Происходя
из древнего рода византийских императоров, она стала женой Ивана
III Васильевича и, несомненно, оказала огромное влияние на ход
русской истории.
   Царственные черты женщины завораживают. В таких случаях
говорят: порода! Или, по-современному выражаясь, - гены! Мне
кажется, что от портрета исходит мощный энергетический поток. А
может, просто хочется этот поток ощущать?
   - Я был потрясен, когда, воссоздав облик Софьи, обнаружил
удивительное ее сходство с другим великим историческим персонажем
- Иваном Грозным, - говорит Никитин.
   Мне разглядеть сходство Софьи с Иоанном Васильевичем мешает
"киношный" образ, воплощенный на экране знаменитым Николаем
Черкасовым, и я, честно признаюсь, сходства долго не вижу. Когда
же понимаю, что - да, грозный внук действительно "весь в бабушку",
возникает удивительно радостное "чувство встречи": словно вдруг
столкнулся после долгой разлуки с родственниками.
   То, чем занимается Сергей Алексеевич Никитин, очень непростое
и, я бы сказал, весьма деликатное дело. Первые работы по
восстановлению внешнего облика исторических личностей принадлежат
известному советскому антропологу, археологу и скульптору Михаилу
Михайловичу Герасимову. Именно он в середине прошлого века
воссоздал образы Ивана Грозного, Улугбека, Ушакова и других.
   В лаборатории Герасимова и приобщился студент медицинского
института имени Н.И. Пирогова Сережа Никитин к азам
антропологической реконструкции. А потом студенческий интерес
перерос в дело всей жизни, стал профессией. В 1991 году Никитин
первым "опознал" императора Николая II. И до сих пор убежден, что
долгие генетические экспертизы останков русского царя были
лишними, уверенность в идентичности - стопроцентная.
   Никитинские работы, что называется, штучные. Сразу и не
ответишь, чего в них больше - математического расчета или
творческого вдохновения? В век компьютерных технологий, казалось
бы, "производство лиц" можно и на поток поставить. Ан нет! Не
получается у компьютера! Не хватает машине каких-то дополнительных
компонентов. Возможно, человеческой души.
   На каждый "портрет" у Никитина уходит до года очень плотной и
тщательной работы. И постоянно приходится приспосабливаться к
ситуации, ждать случая. Его последняя "галерея" - воссозданные
образы Софьи Палеолог, матери Ивана Грозного Елены Глинской,
Евдокии Донской - жены главного героя Куликовской битвы князя
Дмитрия. Дело в том, что уже несколько лет в Кремле реставрируют
некрополь "Московские великие княгини и царицы", и многолетний
опыт криминалиста, скульптора и антрополога Никитина пришелся как
нельзя кстати.
   При встрече с Сергеем Алексеевичем я задал ему трудный, как мне
казалось, вопрос: зачем тревожить покой, останки давно ушедших
людей? Ради нашего праздного любопытства?
   Никитин ответил убежденно:
   - В русском языке есть такой фразеологический оборот: уронить,
потерять лицо. Смысл высказывания - всегда негативный. Трудно,
невозможно жить (даже в памяти) без своего лица. Я же, возвращая
истинный образ, стараюсь, чтобы у всех людей были собственные лица
и они оставались в памяти потомков...
   А я подумал, что неслучайно на Руси издревле святые иконы
называют образами...
   Валерий ВОЛОДЧЕНКО.