Известия (Москва)
2 Апреля 2003

Юбилейная блокада.

Главным аэропортом Петербурга на время 300-летия города станет
Ленинградский вокзал.
   Константин ГЕТМАНСКИЙ, Роман КИРИЛЛОВ, Елена РОТКЕВИЧ.
   С 30 мая по 1 июня санкт-петербургский аэропорт "Пулково" закроют для
регулярных и чартерных рейсов российских и зарубежных авиакомпаний, сообщил
вчера заместитель министра транспорта России Карл Руппель. Единственный в
северной столице международный аэропорт будет обслуживать только лайнеры с
главами государств "большой восьмерки" и официальными делегациями разных
стран мира, которые приедут на празднование 300-летия города. Однако многие
авиаперевозчики уже продали билеты в Питер на эти дни. Теперь они могут
понести убытки.
   - Решение о закрытии аэропорта "Пулково" для регулярных и чартерных
рейсов с 30 мая по 1 июня принято на уровне правительства России в
Оргкомитете празднования юбилея Санкт-Петербурга, - сообщил "Известиям"
представитель Государственной службы гражданской авиации (ГСГА) Владимир
Масенков. - "Пулково" примет более 70 самолетов, на которых прибудут 48
официальных делегаций.
   По словам Масенкова, государственное авиапредприятие "Пулково", чтобы
освободить места для стоянки элитных лайнеров, перегонит свои собственные
самолеты на три дня в другие аэропорты.
   - Места хватит всем. Основные сложности сейчас возникают с
дипломатическим протоколом, - подчеркнул представитель ГСГА. - Лайнеры надо
разместить на стоянках так, чтобы ни одна делегация не обиделась. Но это
уже проблема МИДа.
   В авиапредприятии "Пулково" "Известиям" сказали, что несмотря на
возникающие сложности они считают за честь принимать официальных гостей
города. По словам сотрудников пресс-службы аэропорта, специальное извещение
об ограничении полетов (NOTAM) российский Центр аэронавигационной
информации гражданской авиации разослал всем авиакомпаниям даже раньше, чем
того требуют правила. NOTAM опубликовали 18 марта, хотя это нужно делать за
56 дней до вступления в действие ограничений. В данном случае - 4 апреля.
   - Мы это уведомление получили совсем недавно, - заявила "Известиям"
представитель по связям с общественностью авиакомпании "Люфтганза" Анна
Зайцева. - В Питер у нас ежедневно выполняется три ежедневных рейса из
Франкфурта. Система заказа билетов еще работает, и наверняка эти рейсы не
снимали, поэтому не исключено, что кто-то бронирует билеты. Я слышала, что
после того, как было определено, что в эти три дня будут приземляться
только официальные делегации, иностранным пассажирам просто перестали
делать российские визы. Говорят, такая мера предпринята для сокращения
потока пассажиров, чтобы они не снесли с лица земли этот несчастный
Петербург.
   - Как только мы получили официальное уведомление, мы тут же закрыли
продажу билетов на рейсы в Питер, - сообщил "Известиям" коммерческий
представитель авиакомпании KLM в Санкт-Петербурге Андрей Гусаров. -
Несостоявшиеся рейсы - это недополученная прибыль, фактически - убыток
компании. Самолет вместо того, чтобы выполнять свои функции, будет стоять.
Конечно, его могут где-нибудь еще использовать, но перевод судна - это
опять-таки лишние затраты.
   По словам Гусарова, поскольку полеты отменены не по вине авиакомпании,
пассажирам предоставят возможность полететь на других рейсах и в другие
дни. Если же билет невозможно будет перебронировать, компания вернет
деньги.
   Получается, что те, кто хотел попасть на праздник, останутся дома или
будут вынуждены добираться в Петербург через Москву.
   - Подобные ограничения традиционны для нашей страны. Все это в духе
"мигалок" на машинах чиновников, - поделился с "Известиями" председатель
правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. -
Обеспечение безопасности делегаций за счет ущемления прав обычных людей не
в духе нормального гражданского общества.
   По словам Янина, существует очень малая вероятность того, что суды
удовлетворят возможные иски пассажиров против авиакомпаний.
   - Дело в том, что авиакомпании рассматривают указание правительства
России, которое они обязаны выполнять, как форсмажор, - подчеркнул Янин. -
Хотя, если сами авиакомпании или турфирмы понесут значительные убытки, они
могут подать в суд на оргкомитет празднования. И тогда уже судья будет
решать, было 300-летие Санкт-Петербурга форсмажором или нет.
   По сведениям "Известий", зарубежные авиакомпании оценивают свои
возможные убытки во время закрытия "Пулкова" от 50 до 200 тысяч долларов.
Но в суд никто обращаться пока не намерен. Чтобы снизить убытки,
авиационные власти России предложили перевозчикам выполнить больше рейсов
до и после международного аншлага в "Пулково". Однако любое изменение
расписания - это тоже затраты.
   - Мы не будем вносить какие-либо изменения в расписание ни до праздника,
ни после него, - сообщила "Известиям" представитель "Аэрофлота" Ирина
Данненберг. - Я сама как гражданин не захотела бы лететь в Питер на эти
дни, потому что там будет просто безумие. Если уж и лететь туда, то в
какое-нибудь более спокойное время.
   Однако, по мнению председателя оргкомитета по подготовке и проведению
300-летия Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, особых проблем у желающих
приехать в эти дни в северную столицу быть не должно. Она уверена, что
вместо "Пулково" самолеты будут приземляться в московском "Домодедово". Из
столицы же в город на Неве можно будет без проблем уехать с Ленинградского
вокзала.
   - Действительно, был предложен такой способ, но пока я точно не могу
сказать, захотят ли авиакомпании перенести рейсы в московские аэропорты, -
заявил "Известиям" представитель аэропорта "Домодедово" Игорь Тихомиров. -
Пока таких сведений нет.
   В МПС "Известиям" сообщили, что в конце мая между двумя столицами станут
курсировать дополнительные поезда. Такие указания МПС и Минтранс получили
от оргкомитета празднования. Но точное количество поездов пока не
определено.
   В администрации Санкт-Петербурга тоже уверены, что закрытие
единственного аэропорта не ущемляет права простых туристов.
   - Если бы ко мне домой пожаловала английская королева, то, наверное,
снизу не пришел бы сосед Вася, который собирает бутылки, - считает
пресс-секретарь губернатора Санкт-Петербурга Александр Афанасьев. - И это
нормально. Любой европейский город с ума бы сошел от счастья, заполучив
такое количество VIР-гостей. А мы по российской привычке стенаем.
   Сергей Корнеев, вице-президент Российского союза туриндустрии и директор
его северо-западного отделения, также считает, что закрытие аэропорта не
нанесет какого-либо ущерба работе туристических фирм. По его словам,
питерские туроператоры еще осенью прошлого года предполагали, что в
"Пулково" будут введены ограничения. "Мы были к этому готовы", - заявил он.
   По словам Корнеева, подобные меры вводились на международных саммитах в
Канаде, в Италии. Правда, тогда встречи руководителей "большой восьмерки"
не были приурочены к каким-либо праздникам и массовому наплыву туристов.
   - Хотя о 300-летии Петербурга сегодня мало кто слышал за границей.
Туристы едут не на юбилей, а просто посмотреть город, - считает Корнеев.
   Санкт-Петербург-Москва.