Известия
22 Февраля 2003

Форма номер два.

Только она спасет российские аудиторские рейтинги.
   Весна - время традиционной "рейтинговой горячки". В России публикуются
три рейтинга аудиторов, а сама тема становится постоянным объектом
регулярных публикаций в СМИ.
   Интрига этого года пока не известна. Но известно, что лидер мирового
рынка компания PricewaterhouseCoopers данных по своим российским операциям
не обнародовала. Она была единственным членом топ-клуба, публиковавшим свои
данные в российских рейтингах.
   "Рейтинги аудиторских фирм, которые проводятся различными изданиями, не
объективно оценивают рынок. Поэтому мы не видим целесообразности участия в
них", - комментирует позицию своей компании Александр Ивлев из "Эрнст энд
Янг".
   Никто не выступает открыто против аудиторских рейтингов. Все лишь сетуют
на их необъективность. "Мы считаем, что рейтинги необходимы", - говорят в
компании ФБК, некогда являвшейся активным игроком на рейтинговом поле
(компания официально отказалась от ведения и консультирования одного из
рейтингов).
   Тем не менее там тоже весьма категоричны в оценках. "К сожалению, сейчас
мы не удовлетворены качеством рейтингов, - говорят в пресс-службе компании,
- нужен элемент контроля за данными, предоставляемыми аудиторскими
компаниями. Такой формой контроля должно быть обязательное предоставление
"формы номер два" - заверенного налоговыми органами счета прибылей и
убытков компании".
   Похоже, аудиторы не доверяют другу другу, что неизбежно вызывает вопрос
у публики о том, почему аудиторские компании, которые должны следить за
чистотой финансовых данных, не могут договориться об этом между собой без
неявного привлечения налоговой инспекции. Участники рынка не очень-то
охотно соглашаются обсуждать эту проблему.
   "Современная экономика - это продажа брендов, - говорит партнер ФБК
Алексей Терехов, - многие российские фирмы имеют списочный состав 5-6
человек, остальные работают на подряде - приходят на время проверки.
   Опыт показывает, что качество такой работы неудовлетворительное". По его
мнению, рынок должен иметь единственно верную оценку работы компании - ее
стоимость и количество обращений, выраженное в денежных гонорарах. Тогда,
по его мнению, у предприятия не возникнет сомнений в том, к какой компании
обращаться.
   Или использовать рейтинг в качестве оправдания, если результаты аудита
не удовлетворят акционеров.





180 сантиметров аккорды