Аргументы и Факты
5 Февраля 2003

Евгений дога: "или любовь, или музыка".

ИЗ ВСЕГО, что создал композитор Евгений ДОГА, чаще всего
вспоминают вальс из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь".
Именно это произведение американская Академия наук объявила
шедевром ХХ века, а музыканты в переходах метро назвали самым
жалобным и... доходным. Диски с музыкой Евгения Доги издают и
переиздают во многих странах мира, а композитор говорит о своей
невостребованности в России.
   - ЕВГЕНИЙ Дмитриевич, в последнее время вы больше занимаетесь
академической музыкой. Как оцениваете тенденции, возникающие в
этой области искусства?
   - Это музыковеды и снобы любят придумывать всякие пятые,
десятые направления и делать из этого проблему. Сейчас во всем
мире, в том числе и в России, проходят фестивали с непонятным для
меня названием "Новая музыка". Такое впечатление, что можно
сочинять еще и старую музыку. В нашем обществе, в том числе и в
музыкальной культуре, сегодня нарушена гармония, баланс. В этом в
первую очередь виноваты средства массовой информации, особенно
радио и ТВ, навязывающие обществу попсу. Попсовики варварски
разорвали искусство на тряпки. Конечно, право на существование
имеют все жанры, но зачем подменять одно другим?
   - Но существуют же СМИ, специализирующиеся на классической
музыке. Те, кому интересны симфонии, смотрят канал "Культура", а
не МТV.
   - Совершенно не понимаю тех, кто говорит: "Я не люблю попсу
потому, что люблю симфонии" - или наоборот. Есть много талантливой
поп-музыки и не меньше бездарных симфоний. Жанр никакой роли не
играет. Меня крайне удивляет, что канал "Культура" не ставит в
ротацию классическую поп-музыку, а Муз-ТВ - популярную классику.
Вопреки распространенному мнению я убежден, что молодежь способна
воспринимать академическую музыку. Однажды на мой симфонический
концерт прорвались без билетов 30 металлистов. Представляете, два
больших отделения они стояли вдоль стен и внимательно слушали.
   - Признайтесь, от невостребованности в настоящий момент
страдаете?
   - Не только я, большинство моих коллег сегодня страдают от
невостребованности. В начале 90-х ситуация вообще была
по-настоящему катастрофическая. Сейчас полегче, появились
гастроли, спасает кино. Сочинение же опер, балетов, квартетов и
даже песен не приносит абсолютно никакого дохода. Вот заканчиваю
оперу "Диалоги любви", но кто и когда ее поставит, одному Богу
известно.
   - Недавно композиторы вдруг вспомнили, что кинотеатры не
выплачивают положенные им 3% с проката фильмов...
   - Если бы только кинотеатры... Фирма "Мелодия" продает записи
музыки иностранным фирмам с копий, изготовленных не ею, а самими
композиторами, то есть их интеллектуальную и материальную
собственность. При этом авторам предоставляют какие-то сомнительно
оформленные договоры с проставленными в них мифическими суммами.
Ни РАО, ни соответствующие правоохранительные органы на это никак
не реагируют, и таким образом композиторы остаются со своими
проблемами один на один. Да и западные прокатчики вовсю пользуются
инертностью российских блюстителей авторских прав. Например, после
выступления под мою музыку американских и канадских фигуристов на
Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити никаких денежных перечислений мне не
поступало.
   - Не обидно, что на протяжении вот уже 20 лет вас ассоциируют
исключительно с вальсом из кинофильма "Мой ласковый и нежный
зверь"?
   - Очень жаль, хотя был бы рад остаться в истории даже с
одним-единственным произведением. У нас в стране более двух тысяч
композиторов, и, будь у каждого хотя бы по одной мелодии высокого
класса, представляете, какое было бы богатство! Да и репертуар
музыкантов, играющих в подземных переходах, расширился бы.
   - Ваш вальс часто называют гимном любви. Для вас близки понятия
"любовь" и "музыка"?
   - В моем понимании каждое из этих понятий крайне эгоистично, а
потому конкуренции не терпит. Или любовь, или музыка.
   - С такой позицией вас жена никогда не ревновала к музыке?
Очень сомневаюсь, что она разделяет ваше мнение.
   - Эта дилемма преследует меня всю жизнь. Мы с супругой решили
пожениться буквально через три дня после знакомства, и я сразу
заявил, что для меня главной будет музыка. Она согласилась. Честно
говоря, семьянин я неважный. Практически не участвовал в
воспитании дочери, сейчас, к великому сожалению, та же ситуация с
внуком. Нас с женой всю жизнь пытаются поссорить с помощью
анонимок, сплетен. Но, слава богу, ни я, ни жена не обращаем на
это никакого внимания, что сильно расстраивает недоброжелателей.
   Сергей ГРАЧЕВ.





В бой аккорды