Аргументы и Факты
22 Января 2003

Инвалиды гоняют по льду.

ВОЛОДЯ САВКИН был водителем-профессионалом, но лишился руки
после аварии. Молодой парень - нет еще и 30. Долго сидел без
работы, отчаялся и наконец нашел. А главное - снова водит машину.
   ВМЕСТО левой руки у него теперь протез, не обычный, а с
приспособлением, которое позволяет прикреплять искусственную руку
к рулю и управлять автомобилем. Предприятие, на которое Володя
теперь молится, - Центральный городской автомотоклуб инвалидов.
Там учат спортивному вождению и трудоустраивают безногих и
безруких калек.
   В 1995-м у 28-летнего москвича Сергея Слободяника был свой
автосервис - небольшая фирма. Тогда же на столичных перекрестках
появились парни в камуфляже, на костылях или в инвалидных
колясках, просящие милостыню. Слободяник подавал деньги, пока не
додумался до "безумной" идеи - поднять "чеченцев" с колен,  дав им
работу водителей. Пришел к знаменитому тренеру - профессору
кафедры автомотоспорта Института физической культуры Эрнесту
Цыганкову. Когда-то Цыганков готовил сборную Союза по ралли и
водителей 9-го управления КГБ, развозивших на "членовозах" членов
Политбюро. Он развил идею: инвалиды станут не просто водителями, а
первоклассными гонщиками.
   Слободяник убедил руководство автозавода в Серпухове дать под
эксперимент пять малолитражек "Ока" и поместил в газете
объявление:  "Принимаю на работу инвалидов с частично
ампутированными конечностями по специальностям: водитель, механик.
Обучение бесплатное". Было несколько сотен звонков от желающих.
Отобрали пятерых...
   20-летние Максим Конюхов и Сергей Титов попали под обстрел в
Чечне. Таксист Игорь Савельев лишился ноги в аварии. Александра
Демидова сбила машина. Женя Бабков отморозил ногу. Все считали
себя убогими и изгоями общества, а через полгода стали
водителями-профессионалами в Центре высшего водительского
мастерства. "Чтобы ребята поверили в себя, - объясняет Цыганков, -
мы учили их управлять машиной виртуозно, лучше любого здорового.
Так погрузили в процесс, что и секунды не оставалось на мысли о
своих несчастьях". Нагрузки были предельными: больше трех тысяч
движений в день на тренажерах. А потом - виражи на льду одного из
московских стадионов.
   На соревнованиях "Ледовый пилотаж" воспитанники Цыганкова
обошли "нормальных" спортсменов и заняли лучшие места в сложнейших
трюках - "вращение на ограниченной площадке" и "полицейский
разворот". Игоря Савельева на пьедестал поднимали на руках - сам
он вскарабкаться не мог. "Ока" стала для него единственной
реальной возможностью снова зарабатывать деньги и содержать семью.
   За 5 лет автомотоклуб Слободяника стал транспортным
предприятием с ремонтной базой и парком в 150 машин, но с 1 января
2001-го оказался на грани краха. Инвалиды лишились всех льгот и
дотаций после отмены закона "О ставках и льготах по налогу на
прибыль". Когда все ресурсы выживания были исчерпаны, Слободяник
пробился на прием к председателю Москомспорта Сергею Королю и
получил госзаказ на обслуживание комитета. Например, отвозить тех
же чиновников в аэропорт  или купить трактор и чистить стадионы от
снега... Это спасло предприятие. Одна из московских фирм -
дистрибьютор "Форда" - взялась кредитовать покупку 100 автомобилей
"Форд-Фокус". Но в мироощущении инвалидов-водителей после этого
мало что изменилось: сами по себе они никому не нужны. Уникальный
автомотоклуб по закону - коммерческая структура. Вокруг жесткая
конкуренция. В Москве больше сотни автобаз, предлагающих
транспортные услуги: там здоровые водители, они могут и чемоданы
носить, и быстрее сменят колесо. Без поддержки государства
инвалидам даже со своими иномарками долго на рынке не
продержаться. Но и бросать фирму на произвол судьбы ни у кого
желания нет.
   Сейчас у них два "костыля": заказ на 3 года от правительства
Москвы и воля к жизни. С последним у "ветеранов" автомотоклуба все
в порядке... 46-летний Сергей Батин - финансовый директор
предприятия. Вторая группа ДЦП, с трудом ходит, не работает правая
рука. В 1997-м он купил ноутбук, чтобы не прерывать работу дома, и
печатал одной рукой, двумя пальцами. Однажды Слободяник затащил
его в Ми-8 и заставил прыгнуть с парашютом. Сам подталкивал к
открытому люку и шагнул следом. После этого Батин прыгал шесть
раз. А через полгода женился.
   В самые трудные времена, когда инвалидам месяцами не платили
зарплату, Батин не ушел из автомотоклуба. И не уйдет. Потому что с
детства уяснил: была бы воля - остальное приложится.
   Владимир СМИРНОВ.